Черкасский коллекционер Понедельник, 20.05.2024, 02:28
Приветствую Вас Гость | RSS
  • Телебачення
  • Нерухомість
  • Букініст
  • [ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Форум » Антиквариат, искусство. » Посуда, сервиз, кухонные принадлежности. » Стекло. (Антиквариат.)
    Стекло.
    msaДата: Вторник, 30.05.2017, 12:11 | Сообщение # 1
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1068
    Репутация: 7
    Статус: Offline
    Стекло.

    История стекла насчитывает более 4000 лет - оно было изобретено, по-видимому, случайно в Древнем Египте. Светопроницаемость, блеск и светопреломляющая способность - главные качества стекла, благодаря которым оно стало материалом, служащим художественным целям; по этим уникальным свойствам со стеклом не сравнится ни один другой материал. Хрупкость - единственное негативное свойство стекла. 

    Стекло получают путем сплавления кварца с различными окислами металлов. В состав стекла входят стекловидные части (кварц, окись бора), щелочные плавни (окись натрия или калия) и стабилизаторы (окись кальция или свинца). Различают три основных вида стекла, в зависимости от специфики состава: содово-известковое, калийно-известковое, калийно-свинцовое. Главная составная часть стекла - 70-75 % - двуокись кремния. Ее получают из очищенного кварцевого песка. В Венеции для этого брали чистый песок из реки, а в Чехии песок получали из чистого кварца. Второй компонент - окись кальция - делает стекло блестящим. В Древнем Египте получали ее из дробленых морских раковин, а в средневековье - из золы деревьев или водорослей. Мел или известняк впервые стали подмешивать в стекло богемские стеклоделы в XVII веке. Третий важный компонент стекла - щелочи (окись натрия, калия), которые составляют 16-17% в составе стекла. На стекло они идут в виде соды или поташа, которые под воздействием температуры разлагаются на требуемые окиси. Соду получали из золы морских водорослей, а в местностях, удаленных от моря, из золы буковых или хвойных деревьев. 



    В зависимости от третьего компонента различают содовое, поташное и свинцовое стекло, каждое из которых обладает своими специфическими свойствами. Содовое стекло легко плавится, оно мягкое (поэтому его легко обрабатывать), чистое и светлое. Поташное стекло более тугоплавкое и твердое, зато обладает сильным блеском. До XVI века поташ получали из золы, в которой много железа, поэтому стекло было зеленоватого цвета. В XVI веке для обесцвечивания стали использовать перекись марганца. На килограмм поташа шла тонна древесины(!). Свинцовое стекло получается при замене окиси кальция окисью свинца. Оно тяжелое, но при этом мягкое и плавкое. Оно характеризуется высоким коэффициентом светопреломления, из-за которого "играет" всеми цветами радуги. 

    Цветное стекло получают с помощью добавления в стеклянную массу окислов металлов до или во время плавки. Сплавленная из обычных сырых материалов стеклянная масса бесцветна и имеет легкий желтовато-зеленый или голубовато-зеленый отлив, который возникает из-за различных минеральных примесей. Добавление окислов различных металлов позволяет получать прозрачное стекло (марганец) или стекло всевозможных цветов. Железистые соединения окрашивают стекло в голубовато-зеленый и в желтый до красно-бурого цвета. Окись марганца - в желтый и коричневый до фиолетового. Окись хрома - в травянисто-зеленый, окись урана - в желтовато-зеленый, окись кобальта - в синий (кобальтовое стекло), окись никеля - в фиолетовый до серо-коричневого, окись сурьмы или сульфид натрия - в желтый. Самый красивый желтый цвет получается путем добавления в массу коллоидного серебра. Окись меди окрашивает стекло в красный цвет - так называемый `медный рубин`, а `золотой рубин` получается при добавлении коллоидного золота. При замутнении стекломассы пережженной костью получается костяное стекло, а при добавлении смеси полевого и плавикового шпата - молочное стекло. Теми же прибавками, но в меньшей степени замутив стекломассу, получают опаловое стекло. 



    В древности и в средние века стекло плавили в очагах, спекшиеся куски бросали раскаленными в воду, где они растрескивались. Эти обломки - фритты - перетирали на жерновах в пыль и снова плавили. До XVII века в качестве топлива использовали дрова, но потом, когда их перестало хватать, перешли на каменный уголь. Так как выделяющаяся из угля двуокись серы окрашивала стекло в желтый цвет, пришлось закрывать горшки, в которых плавили массу, крышками. Это несколько затруднило и замедлило плавильный процесс. Расплавленное стекло стеклодув вынимал из печи, используя для этого трубку - полую металлическую палку длиной 1-1,5 метра, обшитую на 1/3 деревом и снабженную на конце мундштуком. Мастер выдувает стекло в форме и формует его, используя для этого различные инструменты: металлические ножницы - для отрезания стеклянной массы и прикрепления ее к трубке, длинные клещи или пинцет - для вытягивания и формования стеклянной массы, сечку - для отсекания всего изделия от трубки, деревянную ложку - для разравнивания массы. Предварительно отформованное стекло стеклодув вкладывает в форму из дерева или железа; готовое изделие отшибают от трубки на вилы и несут в отжигательную печь (остающийся от отшибания след удаляют с помощью шлифовки). Выработанное на стеклоплавильном заводе изделие декорируют различными способами. Различные способы декора художественного стекла характерны для разных эпох и стилей, поэтому коллекционеру желательно быть знакомым с ними.
     
    Форум » Антиквариат, искусство. » Посуда, сервиз, кухонные принадлежности. » Стекло. (Антиквариат.)
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Copyright MSA Corp © 2017-2023uCoz