Черкасский коллекционер Понедельник, 20.05.2024, 02:28
Приветствую Вас Гость | RSS
  • Телебачення
  • Нерухомість
  • Букініст
  • [ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Форум » Печатная, почтовая продукция. » Филокартия. » Статьи для Филокартиста. » Открытые письма А.К. Денисова-Уральского. (Статьи.)
    Открытые письма А.К. Денисова-Уральского.
    msaДата: Суббота, 01.04.2017, 15:40 | Сообщение # 1
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1068
    Репутация: 7
    Статус: Offline
    Открытые письма А.К. Денисова-Уральского.

    В начале ХХ столетия многие художники прибегали к публикации своих работ на открытых письмах с целью популяризации своего творчества. Большой удачей для них было, если их творчеством заинтересовывались крупные издательства открытых писем, например, Община св. Евгении, но если такого интереса не было, то часто для своих нужд, особенно к открытию персональных выставок, они сами выпускали серию открыток со своих картин. Поскольку это был частный заказ, то обнаружить в архивах информацию о таких изданиях практически невозможно, однако иногда ее можно извлечь из собранных по крупицам и проанализированных в контексте общей истории издательского дела в области открытых писем отрывочных сведений. Такова история и с изданием открыток с картин художника Алексея Кузьмича Денисова-Уральского.
    Исследователь творчества художника С.В. Семенова характеризует ситуацию с изданием его работ на открытках следующим образом: «Сотнями тысяч экземпляров издаются открытки с репродукциями полюбившихся публике произведений Денисова-Уральского» . Далее, опираясь на сведения, полученные от крупнейшего филокартиста советского времени Н.С. Тагрина, она называет три издательства, которые выпускали открытки художника: издательство Общины св. Евгении, Товарищество Р. Голике и А. Вильборг и без наименования издателя – две открытки к патриотической выставке картин «Война». На настоящий момент приведенный С.В. Семеновой перечень открыток А.К. Денисова-Уральского является наиболее полным. Однако, основываясь на современных данных по истории русской открытки конца ХIХ – начала ХХ столетий, он нуждается в некоторой корректировке.
    Во-первых, тиражи дореволюционных открыток никогда не достигали сотен тысяч экземпляров. Средний тираж художественной открытки составлял 5.000 экземпляров; некоторые крупные издательства выпускали отдельные открытки по 10.000 экземпляров, а собственные издания художников могли составлять 10-100 экземпляров. Что касается открыток А.К. Денисова-Уральского, то на основании средних тиражей, характерных для печатавших его открытые письма типографий, можно предположить, что их тираж не превышал 5000 экземпляров, за исключением открытки «Лесной пожар», неоднократно переиздававшейся. Судя по обозначению номера издания на самой открытке, она выдержала шесть изданий, и в таком случае ее общий тираж мог составить 55.000 экземпляров.
    Восемь цветных открыток А.К. Денисова-Уральского, обозначенные С.В. Семеновой и Н.С. Тагриным как издание Общины св. Евгении, встречаются в двух вариантах оформления адресной стороны: со штампом «В пользу Общины св. Евгении» и без него. Поэтому их иногда считают то как только евгениевские открытки независимо от оформления адресной стороны, то как открытки, изданные типографией С.М. Прокудина-Горского (без штампа) и Общиной (со штампом), и в этом случае количество цветных открыток будет равняться 16 единицам. Документы, обнаруженные в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, позволяют заключить, что издателем этих открыток следует считать только С.М. Прокудина-Горского, а в издательские каталоги Общины св. Евгении они попали благодаря определенному стечению обстоятельств. И только единственная цветная открытка А.К. Денисова-Уральского с картины «Лесной пожар» впоследствии все-таки была издана по инициативе евгениевского издательства.
    Основатель цветной фотографии в России С.М. Прокудин-Горский 2 августа 1901 открыл в Санкт-Петербурге в доме, где он жил, по адресу Большая Подьяческая ул., 22, собственную типографию. Не исключено, что именно работы по устройству типографии способствовали возникновению у него интереса к цветной фотографии. Он специализировался на воспроизведении в цвете работ художников способом трехцветной автотипии, и проблемы правильной цветопередачи подтолкнули его к изобретению собственного способа цветного репродуцирования художественных произведений. О том, что его волновало именно применение цветной фотографии в типографском деле, свидетельствуют выставленные на V фотографической выставке в 1898 году «отпечатки с масляных картин старинных мастеров» (еще до открытия типографии) и темы его докладов в начале 1900-х годов на заседаниях V Фотографического отдела Императорского Русского технического общества: «О вытравливании на стекле автотипий» (1901) , «О цитохромии, скоропечатании тремя красками для помощи автотипических клише» (1902) , «Об изготовлении цветных диапозитивов по способу доктора Гезекииля» (1903) . Заслуги С.М. Прокудина-Горского в этой области были особо отмечены типографом Г. Скамони, причем фотограф в его очерке оказался чуть ли не единственным русским среди иностранцев, сделавшим вклад в развитие печатного дела .
    С.М. Прокудин-Горский в своей типографии не только принимал заказы на печать от тех или иных издателей (например, в ноябре 1903 года по заказу журнала «Детский отдых» в типографии была отпечатан открытка по рисунку А.С. Степанова), но и сам инициировал контакты с художниками для апробации и усовершенствования своего способа. Впоследствии, когда он станет редактором-издателем журнала «Фотограф-любитель», в нем он в качестве рекламы в виде приложений будет публиковать исполненные в его типографии цветные репродукции картин современных петербургских художников, в частности О.П. Семеновой, В.П. Овсянникова, А.А. Писемского (его исполненными тушью виньетками украшались номера журнала), П.Я. Пясецкого. Поскольку с художниками было проще договориться о съемках, чем с музеями, С.М. Прокудин-Горский стремился поддерживать с ними контакты, и многие художники становились его постоянными клиентами.
    В своей типографии С.М. Прокудин-Горский печатал открытки с воспроизведением работ современных художников, в частности, с работ В.К. Штембера. К открытию I Государственной думы, состоявшемуся 27 апреля 1906 года, С.М. Прокудин-Горский отпечатал серию из шести рисунков популярной художницы Е.М. Бём «Думцы». На открытках, отпечатанных фототипией, изображены мальчики в старинных одеждах, пишущие, читающие или обсуждающие указы, написанные на свитках. Однако оформление адресной стороны этой серии открыток отличается от типичного «прокудинского» и напоминает дизайн открыток фирмы «Ришар», но без ее издательского знака. По-видимому, С.М. Прокудин-Горский в этом случае выступал только как исполнитель заказа на печать.
    Интересна серия оригинальных открыток с рисунками актера французской труппы Михайловского театра, карикатуриста-любителя Поля Робера. На открытках воспроизведены карикатуры на русских и французских деятелей театра: Э.Ф. Направника и А.К. Глазунова, К.А. Варламова и М.Г. Савину, О.И. Преображенскую, В.Н. Давыдова, А.Д. Вяльцеву, Ф.И. Шаляпина, Андрие и всех актеров французской труппы Михайловского театра, а также писателя А.М. Горького.
    Архив типографии С.М. Прокудина-Горского не сохранился, и поэтому неизвестно, выступал ли в качестве инициатора издания сам фотограф, или художники обращались к нему с просьбой отпечатать на открытках их работы. Скорее всего, интерес был взаимным, а история с тиражом открыток А.К. Денисова-Уральского позволяет сделать вывод о том, что их издателем был все-таки С.М. Прокудин-Горский, несмотря на то, что каталог для планировавшейся в 1904 году персональной выставки художника в Москве имеет близкую к открыткам дату цензурного разрешения – 5 февраля 1904 года , - и можно было бы предположить, что серия была заказана А.К. Денисовым-Уральским специально для готовящейся выставки.
    На открытках без штампа и со штампом указана одна дата цензурного разрешения – 8 января 1904 года. Если бы Община св. Евгении самостоятельно повторила бы серию цветных открыток А.К. Денисова-Уральского, то по правилам она должна была бы получить отдельное разрешение цензуры, если бы открытки вышли в свет до отмены предварительной цензуры для неповременных изданий 26 апреля 1906 года. Открытки А.К. Денисова-Уральского получили издательские номера Общины – № 1889, 2099, 2139, 2182, 2205, 2252, 2276 и 2340. Номера, в промежуток которых входят открытые письма художника, издавались в 1905-1906 годах. Кроме того, в рукописном каталоге Общины каждой открытке была присвоена своя дата: № 1889 («Лесной пожар») – 27 октября 1905 г., № 2099 («Камень «Высокий» по р. Чусовой») - 8 мая 1906 г., № 2139 («Камень «Узкий» по р. Чусовой» ) - 5 июня 1906 г., № 2182 («Камень «Косой» по р. Чусовой») – 3 июля 1906 г., № 2205 («Типичные уральские кристаллы драгоценных и полудрагоценных минералов и благородных металлов из коллекции А.К. Денисова-Уральского») – 10 июля 1906 г., № 2252 («Вершина Полюда») – 31 июля 1906 года, № 2276 («На вершине Таганая») - 14 августа 1906 г. и № 2340 («С горы Уреньги на г. Златоуст») – 25 сентября 1906 г. Однако на адресных сторонах этих открыток указана все та же дата цензурного разрешения 1904 года. «Лесной пожар», датированный октябрем 1905 года, по правилам при переиздании должен был получить новую дату цензурного разрешения, а на остальных открытках, датированных 1906 годом, дата цензурного разрешения вообще не должна была ставиться. Это свидетельствует о том, что Община св. Евгении получила в свое распоряжение часть единственного тиража открыток А.К. Денисова-Уральского, изданных С.М. Прокудиным-Горским, и для того, чтобы иметь возможность распространять их в своих киосках, согласно особому разрешению министерства путей сообщения, должна была поставить на адресной стороне свой издательский штамп. Хотя архивные документы пока молчат, почему С.М. Прокудин-Горский передал часть тиража евгениевской общине, история сотрудничества фотографа с издательством позволяет с большой степенью уверенности утверждать, отчего это произошло.
    Начало сотрудничества Общины св. Евгении с С.М. Прокудиным-Горским относится к 1904 году. Именно тогда в его типографии были отпечатаны открытки из серии «Майский парад в Высочайшем присутствии 1904 года по фотографиям К.К. Буллы», серия рисунков художника Н.А. Сергеева и некоторые открытки, посвященные Русско-японский войне. В 1905 году евгениинское издательство оказалось на грани разорения, и с целью выйти из этого положения, сотрудником Комиссии по изданиям В.Я. Курбатовым было предложено массово выпускать пользующиеся большим спросом видовые открытки . Предложение С.М. Прокудина-Горского своих услуг как фотографа, сделанное в феврале 1905 года, оказалось для издательства как никогда кстати.
    Весной 1905 года Община заключила с фотографом договор, согласно которому в ходе путешествии по России летом 1905 года, начиная с апреля, он должен был изготовить четыреста разных снимков городов, местностей и отдельных достопримечательностей. С.М. Прокудин-Горский должен был объездить все крупнейшие города западноевропейской части России, Малороссиию, Крым и Кавказ, посетить города Прибалтики, Нижний Новгород, добраться до Казани, а также снять окрестности Москвы, Петербурга и Пскова .
    Однако исторические события первой русской революции нарушили некоторые пункты договора. Постоянные забастовки, общее падение спроса на открытки вынудили С.М. Прокудина-Горского 10 ноября 1905 года обратиться в Попечительный комитет Общины за гарантиями оплаты своих трудов. К этому времени фотограф отснял 400 сюжетов. 27 ноября он направил в Общину список негативов из 416 позиций в знак доказательства выполненных им обязательств. Однако, если просмотреть список, оказывается, что со стороны С.М. Прокудина-Горского обязательства были выполнены не в полном объеме. В числе снятых местностей он указал на Выборг и другие районы Финляндии, где он проводил съемки еще в 1903 году, то есть предлагал Общине негативы, сделанные им еще до заключения договора. Кроме того, в списке значатся пункты только на территории Кавказа, Малороссии и Крыма, то есть ни Москву, ни Псков, ни Нижний Новгород, ни Казань, ни Прибалтику, ни пригороды Петербурга он не посетил , что было сразу замечено одним из сотрудников издательства .
    Однако и Община св. Евгении не в состоянии была выполнить свои обязательства и оплатить работу фотографа по договору. Но она была заинтересована в сотрудничестве с С.М. Прокудиным-Горским, поскольку считала, что цветные снимки на открытках будут пользоваться большой популярностью у публики. Фотографу, со своей стороны, было выгодно продолжение сотрудничества с Общиной, так как через ее посредство он мог получить разрешения на съемки в находившихся в ведении Министерства Императорского Двора музеях и библиотеках, что сделать ему как частному фотографу было гораздо труднее. Поэтому им удалось достигнуть некоторых договоренностей, согласно которым по выбору издательства С.М. Прокудин-Горский продавал ему открытки собственного издания, а оно было обязано оплатить счет не позднее двух месяцев со дня продажи .
    Поскольку Община св. Евгении устанавливала киоски на железнодорожных вокзалах и станциях по всей России, то ей были необходимы местные виды на открытках. Этой цели прекрасно подходили открытые письма А.К. Денисова-Уральского, изданные С.М. Прокудиным-Горским ранее. Поскольку тираж оставался у фотографа, то он предложил использовать эти открытки евгениевскому издательству наравне с открытками, отпечатанными с его цветных снимков. Открытки А.К. Денисова-Уральского и С.М. Прокудина-Горского имеют одинаковое оформление адресной стороны, и с таким оформлением они были включены в издательские каталоги Общины, перемежаясь друг с другом, в 1905-1907 годах. На адресной стороне Община св. Евгении вручную ставила штамп издательства. Семь открыток А.К. Денисова-Уральского более не переиздавались С.М. Прокудины-Горским, но открытка с картины «Лесной пожар» имеет дальнейшую издательскую историю.
    Композиция, имевшая несколько авторских вариантов, получившая в 1904 году большую серебряную медаль на Международной выставке в Сент-Луисе и утраченная в результате нечестных действий ее устроителя, пользовалась большой популярностью у публики. Поэтому Община св. Евгении несколько раз заказывала печать этой композиции С.М. Прокудину-Горскому, у которого хранился исполненный им негатив с нее, и открытка издавалась уже с адресной стороной Общины св. Евгении. При этом издательство считало полученный для распространения первый тираж открытки за первое издание, и поэтому номинально пятое издание Общиной открытки было обозначено на адресной стороне как шестое издание, которое и стало последним.
    В фонде Общины св. Евгении сохранилась информация о выпуске пятого (на самом деле - четвертого) издания «Лесного пожара», состоявшемся в 1911 году. В феврале издательство торопило С.М. Прокудина-Горского с исполнением печати открытки тиражом 10.000 экземпляров, заказ на которую был отдан в типографию еще 13 ноября 1910 года . В марте фотограф ответил, что открытка отпечатана тиражом только 5000 экземпляров, «так как клише уже испортилось и невозможно печатать больше. Если Вам угодно согласно заказу еще 5000 экземпляров, то нужно сделать новое клише» . Община попросила изготовить клише и прислать корректуру открыток, отпечатанных с нового клише, что и было сделано в мае 1911 года.



    Не исключено, что открытие в 1911 году в Петербурге второй выставки картин А.К. Денисова-Уральского под названием «Урал и его богатства» побудило издательство заказать С.М. Прокудину-Горскому очередное переиздание «Лесного пожара». Однако и сам художник подготовил к выставке не только иллюстрированный каталог, но и большую серию открыток собственного издания. С.В. Семенова вслед за филокартистом Н.С. Тагриным указывает ее издателем Товарищество Р. Голике и А. Вильборг . Действительно, на адресной стороне открытки имеется название только этой одной из крупнейших в Петербурге типографий. Однако по архивным данным, «фирма наша издательством открытых писем не занимается, а лишь только исполняет заказы на открытые письма» . Существует огромное количество самых разнообразных серий открытых писем с подобным оформлением адресной стороны; на открытках некоторых серий указаны издатели, на других – нет. Этот тип адресной стороны использовался типографией Р. Голике и А. Вильборг для разных издателей, которые не заказывали для нее художникам особый дизайн. А.К. Денисов-Уральский заказал в типографии одновременно печать каталога и печать открыток, количество (37) и наименования которых полностью совпадают с репродукциями каталога. Скорее всего, и открытки, и репродукции, судя по размерам, печатались с одних и тех же клише, но бумага для открыток была лучшего качества, и черно-белые отпечатки вышли отчетливее. Они продавались на выставке как сувенирные и прошедшими почту встречаются чрезвычайно редко. Интересно, что художник переиздал в этой серии несколько открыток, выпущенных ранее С.М. Прокудиным-Горским в цвете.



    В 1915 году в здании на углу Невского проспекта и Екатерининского канала открылась выставка «Война» в пользу лазарета имени прихожан кавалерского Князь-Владимирского собора. Устроителями этой выставки была издана серия черно-белых открыток, исполненных фотоспособом, с картин, экспонировавшихся на выставке. Тиражи фотооткрыток обычно были незначительные (около 100-200 экземпляров), поэтому две открытки А.К. Денисова-Уральского с двух экспонировавшихся работ «Кто? (По дороге в П.)» и «Следы немецкого пребывания» (по каталогу - №№ 106 и 107 ) крайне редкие.
    Количество изданных открыток А.К. Денисова-Уральского при жизни художника позволяет оценить популярность его творчества у современников. То, что большая часть открытых писем была выпущена им самим в целях рекламы и популяризации своего творчества, а не издателями открыток, свидетельствует о том, что публика была все-таки мало знакома с его живописью. Контрафактные открытки, исполненные фотоспособом с его официально изданных открыток или иных репродукций, не обнаружены, что также определенным образом характеризует известность его картин. Однако количество переизданий «Лесного пожара», с другой стороны, хотя и может свидетельствовать о его восприятии публикой как художника одной картины, но все-таки определяет его творчество как достаточно заметное явление в художественной среде Петербурга. Известность А.К. Денисова-Уральского больше как ювелира, чем живописца, также сыграла в деле издания открыток решающую роль, а произведения ювелирного искусства не только художника, но и его более известных конкурентов, на дореволюционных открытках в России никогда не издавались.



    Опубликовано:
    Творчество А.К. Денисова-Уральского и художественная культура Урала: европейский контекст и региональная самобытность. Сборник материалов Всероссийской научно-практический конференции. 18-19 февраля 2014 года. / Под ред. Л.А. Будриной. – Екатеринбург: Екатеринбургский музей изобразительных искусств, 2014. – С. 36-40.
     
    Форум » Печатная, почтовая продукция. » Филокартия. » Статьи для Филокартиста. » Открытые письма А.К. Денисова-Уральского. (Статьи.)
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Copyright MSA Corp © 2017-2023uCoz